Метод детектирования ботового трафика

Боты

Знаете ли вы, что владельцы площадок, на которых вы размещаете рекламу, скликивают её? На некоторых форумах можно даже найти специальные услуги по скликиванию рекламы. Не честные веб-мастера есть практических во всех системах, работающим по модели «CPC».

Для этого часто используются специальные программы-боты. В последнее время они сильно усовершенствовались. Сейчас такие боты не только переходят по рекламе, но и эмулируют последующее поведение пользователей: ходят по ссылкам, проводят какое-то время на сайте.

Сегодня я расскажу о простой и эффективной методике отлова некачественного накрученного ботового трафика. Методика достаточно проста и не требует знаний в программировании. Это позволит вам составить свой «чёрный список» площадок, сократить траты на бот-трафик, достигать большей конверсии и меньшей стоимости заказа.

 

Суть метода:

На все страницы сайта устанавливается скрытый блок с нескольким десятком внутренних ссылок с уникальными URL. Ссылки ведут на специальную страницу-заглушку. Пользователи не видят эти ссылки. А роботы видят. Если трафик с площадки осуществляет переходы по скрытым ссылкам – это плохая площадка, она ведёт бот-трафик. Ставим URL’овую цель – переход на страницу и отслеживаем ботов.

Метод можно применить к контекстным, тизерным и другим сетям.

 

По шагам (пример реализации / ТЗ для программиста):

  1. В корень сайта устанавливаем файл badtraf.html. Страница должна отдавать HTTP-код 200 ОК, содержать счётчик системы статистики и мета тег:
  2. <meta name="robots" content="noindex" />

  3. На все страницы сайта устанавливаем скрытый код со 100 ссылками на страницу badtraf.html. Каждая ссылка должна содержать уникальный GET-параметр. Пример кода:

  4. <!––код для отлова бoтового тpaфика––><!––noindex––>
    <style type="text/css">.badtraf {display: none;}</style>
    <div class="badtraf">
     <ol>
      <li><a href="/badtraf.html?1">1</a></li>
      <li><a href="/badtraf.html?2">2</a></li>
      <li><a href="/badtraf.html?3">3</a></li>



      <li><a href="/badtraf.html?98">98</a></li>
      <li><a href="/badtraf.html?99">99</a></li>
      <li><a href="/badtraf.html?100">100</a></li>
     </ol>
    </div>
    <!––/noindex––><!––/код для отлова бoтового тpaфика––>
  5. Ставим URL’овую цель в Яндекс.Метрике на переход на страницу-заглушку:
  6. УРЛовая цель в Метрике

  7. По мере накопления статистики по переходам с площадок, смотрим отчёт по площадкам в срезе по выполненным целям.
  8. Цель Бот

  9. Делаем выводы. Отключаем площадки с «ботовым» трафиком.
  10.  

    Примечания:

    1. Блок со ссылками лучше ставить временно, чтобы не нарушать ссылочную структуру, перелинковку сайта. Если он вас смущает, то можете настроить вывод блока только для тех пользователей, которые приходят с определённых источников. Например, если сессия пользователя на сайте начинается с URL, содержащего utm_medium=cpc;
    2. Лучше не использовать на ссылках атрибут rel="nofollow", не закрывать страницу-заглушку в robots.txt и не использовать серверные редиректы. Некоторых роботов-накрутчиков это может остановить и они не смогут перейти на страницу-заглушку;
    3. Ссылки в блоке должны иметь разные URL, т.к. некоторые роботы «склеивают» ссылки с одинаковым URL. Для того, чтобы не делать 100 страниц-заглушек, в ссылках специально установлены GET-параметры чтобы сделать URL-страницы уникальными;
    4. Количество ссылок в блоке зависит от количества ссылок в меню сайта. Для лендинга можно поставить и 1 ссылку. Для интернет-магазина оптимальное количество ссылок – 100. Часто роботы-накрутчики переходят по рандомно выбранной ссылке;
    5. Не ставьте событийную цель. Роботы переходят по ссылкам не как люди. Для перехода по ссылкам они анализируют код и содержимое атрибута href="" тега <a>. Таким образом, например, JavaScript событие onclick они не выполнят. URL’овая цель – верный вариант;
    6. Некоторые площадки с «ботовым» трафиком могут быть всё же эффективными и приводить к конверсиям. Поэтому, прежде чем отключить площадку, старайтесь оценивать трафик с неё и с точки зрения экономической эффективности.

    Примеры кода в самом простом варианте вы можете посмотреть в архиве.

    Методику можно сильно развивать, дорабатывать и применять в других областях. Надеюсь, такая схема антибота на сайте поможет вам избавиться от бот-трафика. Удачи! 🙂

     

    rustem

    Рустем Фахрутдинов
    Директор по производству фирмы «Тактика»