Нужна ли стратегия eCommerce-компании?

Нужна ли стратегия eCommerce-компании?

Здравствуйте. Сегодня я хочу поговорить с вами совсем не о маркетинге, а скорее про управление компанией. А именно о стратегии. Если говорить про электронную коммерцию, то существует мнение, что в большинстве своём интернет-торговцы далеки от долгосрочных стратегий. Это психология «купи-продай», а не «создай». Я не имею права ставить диагноз всему рынку, поэтому ответ оставлю за вами.

Для чего нужна стратегия?

Представьте себе:

  • Вы знаете, к чему должны прийти в долгосрочной перспективе (несколько лет).
  • У вас есть план действий, при реализации каждого пункта из которого вы становитесь ближе к поставленной цели.
  • У вас всегда под рукой инструкция, которой вы руководствуетесь при принятии решений.
  • Каждый сотрудник вашей компании понимает, почему принято то или иное решение.

Поможет ли это вам вырастить ваш интернет-магазин? Внесет ли это дополнительную ясность, какие ваши усилия действительно пойдут на пользу компании, а какие нет? Повысит ли это КПД вашей работы? Конечно да!

 

Рисунок 1. Стратегия, основные цели, уточняющие задачи

Рисунок 1. Стратегия, основные цели, уточняющие задачи

 

Что для этого нужно сделать?

Выполнить несколько последовательных шагов:

  1. Понять, куда вы идете.
  2. Разбить большую стратегическую цель на несколько основных задач.
  3. Выбрать первую основную (стратегическую) задачу, разбить ее на несколько тактических.
  4. Решать тактические задачи, одну за другой, пока не выполниться ваша главная задача.

Посмотрим, как это работает на практике?

 

Что такое стратегия

Возьмем пример. У вас есть мечта. Взойти на самую высокую вершину Земли — на гору Джомолунгму (Эверест). Человек, который на нее взойдет – это тот, кем вы хотите быть. Это то, к чему вы хотите прийти.

«Эверестом» для вашего интернет-магазина может быть все, что угодно. Начиная от предоставления новинок вашей отрасли, заканчивая сервисом. Конкретного ответа на данный вопрос нет, у каждого своя вершина. Как понять, что на ней должно находится? Есть несколько хороших книг, которые могут подсказать какие вопросы стоит себе задать для того, чтобы получить ответ в одном предложении. Внизу я их приведу.

 

Как взойти на Эверест?

Логично, для того, чтобы взойти на самую сложную гору, где смертность 11%, вам нужно быть к этому готовыми. К слову сказать, на Эвересте смертность ниже, чем в бизнесе, и у нас с вами все наоборот – лишь 10% останется в живых.

Очевидно, что бесполезно просто «улучшать физическую форму», готовить снаряжение и деньги. Нет списка, что нужно делать пункт за пунктом, и бах – вы на Эвересте! Однако, есть план подготовки, который включает в себя большие стратегические задачи.

 

Стратегические и тактические задачи

Для того, чтобы вы могли поставить себе задачу «взойти на Эверест» вам необходимо решить ряд других, не менее значимых и иногда более масштабных задач. В начале вам нужно взойти на 3 простых горы, затем на 3 средней сложности, и еще 3 сложных. И затем вы сможете думать о том, чего вам еще не хватает для восхождения на высочайшую точку Земли.

В теории – все просто. У вас есть большая стратегическая задача, покорить себя и взойти на первую простую гору – Эльбрус. Это для альпинистов она простая. А для вас – это несколько месяцев подготовки. Большая стратегическая задача «Увидеть облака с вершины Эльбруса» разбивается на несколько тактических. Например, договориться гидом, сработаться с группой, выделить деньги, подготовить все снаряжение, быть способным пробежать десяток км без остановок, передать срочные дела на время отпуска и т.д. Тактические задачи – это качественные задачи, по выполнению которых основная стратегическая задача просто обязана выполниться автоматически.

Вы выбираете всего одну основную задачу, не хватаетесь сразу за все, не пытаетесь одновременно взойти на все вершины. Только 1, с чего следует начать на ваш взгляд, а точнее вашей команды.

 

Рисунок 2. Основная и уточняющие (тактические) задачи.

Рисунок 2. Основная и уточняющие (тактические) задачи.

 

Пара советов

  1. Выберите главную стратегическую задачу для вашей компании и пропишите, что необходимо сделать для того, чтобы она материализовалась. Это будут ваши тактические задачи. Они помогут вам поставить правильные краткосрочные цели и подскажут как реагировать на различные жизненные ситуации, с кем работать, как работать, какие приоритеты должны находиться на первом плане.
  1. Не забывайте периодически сверяться, какие из тактических задач уже выполнены, какие в работе и к чему вы приступите в будущем. Делая это всего раз в неделю, вы сможете выдержать вектор своего развития и не распыляться на ненужное.

 

Полезные книжки

Три книги, которые могут помочь в составлении стратегии и следовании ей: Сердце компании (Патрик Ленсиони), От хорошего к великому (Джим Коллинз), Легко не будет (Бен Хоровиц).

 

А вы знаете, к чему придете?

Все описанное применяется нами и моими друзьями в жизни. И могу уверить вас, это действительно работает. Когда каждый сотрудник компании (или группы, решившей взойти на Эльбрус) понимает к чему все должны прийти, что мы делаем сейчас и почему именно так, а не иначе – все работают над одной задачей. Когда все делают одно дело, а не каждый свое – вы приближаетесь к компании, которая «взошла на свой Эверест».

Разумеется, стратегия пересматривается. Раз в 3-6 месяцев мы ставим под сомнение все, о чем говорили ранее. Так, то, что должно быть высечено на камне, утверждается очередной раз и остается, а все лишнее отсекается. Конечно же, стратегия может эволюционировать, ведь аппетит приходит во время еды, да и будущее зависит от команды, которая есть сегодня. Какие-то моменты изменяются, где-то прорисовывается новое. Это нормально. Но при этом, каждый день, каждый сотрудник знает к чему необходимо стремиться и участвует в создании той компании, которой мы должны стать через 5-10 лет.

 

В сфере услуг и B2B вопрос о стратегии действительно ставиться значительно чаще, чем в ритейле. Однако, как показывают западные компании и небольшое количество российских, есть на нашем рынке интернет-магазины, которые хотят создавать полезные и интересные организации. А как дела с долгосрочным планированием у вас, вы знаете к чему идете?
ap

Андрей Пунегов
ген. директор