Вы не представляете, как я обрадовалась, когда получила письмо с разрешением на публикацию этого поста! Юлия Чемеринская оказалась не только прекрасным писателем, но и истинным приверженцем своей миссии — щедро делиться знаниями, которые она собрала в своей книге. И я ей в этом чем смогу помогу)
Речь идет о книге «Круглая методика. Как сохранить драйв в тяжелые времена».
Она описывает методику обсуждений любых вопросов за круглым столом. Это форма дискуссий, когда каждый участник высказывает свое мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не мнений других участников. Вот прочитаешь такое описание в сети и подумаешь: «Ну и чего особенного?». А то, что ни одна компания не обходится без процедур совместного принятия решений. Тем более такие компании, как наша, которые отказалась от иерархической структуры управления в пользу самоорганизации. Вы, надеюсь, с темой «тактикакратии» уже знакомы.
При отсутствии начальника, который за всех все решает, или, как минимум, имеет право решающего голоса, умение единогласно принимать совместные решения является чуть ли не критическим навыком. Он определяет эффективность команды. Ни один и ни два раза я участвовала в качестве ведущего на тактических и управленческих собраниях. И каждый раз удивляюсь, как трудно все-таки людям сдвинуться со своего мнения. А иногда просто «седею», пока привожу ребят к решению, против которого никто не возражает. И даже когда это получается, у меня все равно нет чувства уверенности в том, что возражения действительно исчерпаны, а не просто припрятаны поглубже желанием поскорее выбраться из забуксовавшего вопроса.
Когда же приходится присутствовать на собраниях, где участниками являются люди статусные, то разочарование по итогу остается со мной в 90% случаев. Поскольку я являюсь свидетелем очевидного и печального итога, когда каждый остался «при своем». Спрашивается тогда, зачем были потрачены эти полтора, два, а иногда и три часа? Сколько энергии тратится людьми в бесполезных попытках «впихнуть» свои мысли и убеждения в чужую голову!
Уверена, что и каждый из вас не однажды сталкивался с такой ситуацией. Именно поэтому эта книга открыла мне надежду, что разные люди все-таки могут подняться над своим эго и принимать эффективные совместные решения, находясь в реальном единстве. Буду пробовать)
Выкладываю конспект этой книги, который я подготовила для себя как шпаргалку. Может, и вам пригодится.
Отличия обычного круглого стола и Круга в соответствии с круглой методикой:
Обычный круглый стол | Круг по Круглой методике |
Участники не могут пренебречь своим опытом, статусом, должностью, что исключает обсуждение на равных | За Круглым столом нет “больших” и “маленьких”, все участники равны и одинаково важны. |
Хотя тема задана, люди часто говорят о своем, о том, о чем хотят сказать в данный момент: они могут уходить от темы. | Четко и кратко отвечают на вопрос ведущего. |
Используют круглый стол, чтобы поделиться собственными наработками, прорекламировать свои товары/услуги/сообщество | Стремятся прийти к единому решению, включающему все нюансы и удовлетворяющему все участников. |
Выступающий может говорить без конца, пока не заметит, например, что остальные заснули или занимаются чем-нибудь другим. | Соблюдается принцип равного времени для каждого выступления. Любой участник думает, что высказаться должны успеть все, и говорит обычно не более 2-3 минут. |
Часто перебивают друг друга, стремясь высказаться, пожаловаться или похвалиться, выразить возмущение или удивление. | Никогда не перебивают, говорят по очереди. |
Редко слушают других. Иногда из вежливости делая заинтересованный вид, периодически восклюцая “Ну надо же!”, “Ничего себе!”, “Не может быть.” | Внимательно слушают других, пытаясь почувствовать их как себя, стараясь понять их как можно лучше, уяснить их точку зрения. |
Участники редко имеют общую цель при обсуждении. | Ставят перед собой возвышенные и благородные цели: сформировать общее решение и общее поле участия, заботы, тепла. |
Периодически спорят, критикуют, пытаются навязать свое мнение, понимание, мироощущение. | Будучи равными между собой, никогда не спорят, признавая любое мнение другого человека правильным, уважая собеседника. |
В результате каждый остается при своем мнении. | Стремятся общими усилиями преодолеть нериязнь, приподнимаясь над тем, что разделяет, к тому, что соединяет. Радуются возможности совместного продвижения, роста и развития |
Как правило, говорят “от ума”. | Говорят “от сердца”. |
Те, кому не хочется говорить или нечего сказать, молчат, позевывая. | Даже когда нечего или не хочется говорить, тем не менее стараются коротко выразить свое отношение к теме, т.к. понимают: без их участия общее поле, которое они выстраивают окажется неполным. |
Если требуется принять какое-то решение, формируют его по принципу большинства голосов. | Со временем приобретают уникальный навык принимать любое решение только единогласно, из общей точки взаимопонимания, из центра Круга. |
К концу беседы часто испытывают негативные эмоции: раздражение, огорчение, ощущение впустую потраченного времени. | К концу беседы, как правило, ощущают единство, теплую сердечную связь, удовлетворение, воодушевление, радость. |
Расходятся по своим делам, быстро забывая о том что произошло между ними. | Уходят с желанием встретиться еще и как можно скорее и продолжить этот захватывающий удивительный процесс. |
Правила Круга
Все правила сводятся к трем базовым принципам:
- Мнения всех очень важны для меня
- Мое мнение очень важно для всех.
- Между ними нет никаких противоречий.
Правила:
- Равенство и важность.
- Только одна тема.
- Важно, чтобы сказал каждый.
- Слушать и слышать других (говорим по очереди, пытаемся прочувствовать, понять, слиться с мнением говорящего).
- Отсутствие споров, критики, оценок (в т.ч. не присоединяемся к чьему-либо мнению, не выделяем кого-либо ни критикой, ни похвалой, т.е. “согласен с…”, “поддерживаю…” не приветствуются).
- Отсутствие диалогов и вопросов друг к другу. Никаких хорд, каждый говорит в центр круга.
- Поднимаемся над отторжением и раздражением.
- Искренность. Избегаем лозунгов и клише, держим курс на искренность (т.е. говорим только то, что чувствуем сами, не ссылаемся на авторитетные мнения, не цитируем классиков).
- Принимаем решение коллективно (решение принимается единогласно из общей точки взаимопонимания и единства, которая рождается к концу беседы или серии бесед. Здесь важен постулат о непротиворечии противоречивого, т.к.нечто кажется нам противоречивым только в нашем отдельном сознании, а в природе ничего противоречивого нет).
- Ставим перед собой возвышенную и благородную цель: сформировать общее поле любви, участия, заботы, тепла.
Каких результатов можно достичь за КС
- Каждый находит решение для себя из общей копилки.
- Все собравшиеся находят одно или несколько общих, одобренных всеми решений конкретной задачи или ситуации.
- Проблемы нивелируются за счет обсуждения. Нивелируется и сама причина — за счет вербализации.
- Человек получает обезболивание: проблема не исчезает, но перестает волновать.
- Проблема может быть решена в деталях на серии КС. Каждый КС — некий этап для человека или группы людей. Они приходят к решению, потом реализуют его и снова приходят на Круг, чтобы наметить следующие шаги уже на новой ступени.
- Приходит понимание, как решать проблемы, строя правильное окружение.
- Возникает ощущение связи и понимание, как сделать так, чтобы подобных проблем в принципе не возникало.
Подготовка Круга
- Выбор и оформление темы.
- Подбор участников.
- Разработка сценария.
- Организация пространства и времени.
Выбор и оформление темы
Определяется коллегами, сообществом, заказчиком, возникшей проблемой, ситуацией, требующей обсуждения или решения.
- Тема должна быть ясно и четко сфокусирована.
- Должна содержать определенный конфликт.
- Должна вызывать эмоциональный отклик.
- Заголовок должен быть достаточно открытым, без фактов, отражающих отдельное мнение.
Темы-исключения: деньги, политика, религия, межнациональные отношения.
Подбор участников
Проводится в зависимости от темы: “авторы” проблемы, участники конфликта, эксперты по теме и т.д.
Важно:
- интегральность состава, т.е.присутствие людей с различными точками зрения
- свое мнение у участников по обсуждаемой теме
- обоснованность мнения (наличие соприкосновения с темой на личном опыте)
- умение понятно выражать свое мнение
- эксперт по вопросу
- молодежь
- добровольность участия
- понимание того, что им предстоит
Количество участников в Кругу — 7-9 человек. Если участников больше, их нужно разбивать на несколько кругов, в каждом из которых выбрать модератора, т.е. помощника ведущего.
Разработка сценария
Сценарий — это цепочка состояний, по которым нужно провести участников.
Разработка сценария предполагает продумывание и фиксацию запланированной последовательности работы в Круге (об последовательности есть отдельный раздел).
Организация пространства и времени
Пространство лучше совсем без стола.
Время: 90 мин, 15 мин. перерыв, 90 минут.
В первый раз 90-120 минут без перерыва: 30 минут — введение и правила, 1 час — обсуждение, 20 минут — резюме и обмен впечатлениями.
Более важным чем продолжительность работы, является целостность и непрерывность процесса, т.е. в середине круга не должно быть отваливающихся или включающихся участников, презентаций и других отвлекающих и разрывающих элементов.
Последовательность работы в Круге
Вступление:
- приветствие: представление ведущего, участников, темы Круга и дорожная карта;
- игра на знакомство, упражнение на объединение;
- ввод Правил.
Обсуждение запланированных вопросов.
Подведение итогов:
- обобщение мнений;
- финальное резюме, принятие общего решения по вопросу;
- обмен впечатлениями от работы в круге и пожеланиями на будущее;
- завершение круга.
Вступление
Цель:
- расслабить участников, оторваться от проблем, которые застряли в их голове
- дать информацию о том, что сегодня будет происходить, о целях
- скептически настроенным участникам представить аргументы в пользу работы в Круге
- познакомить и объединить людей друг с другом
- познакомить с Правилами.
Приветствие, объединение
Поздороваться, представиться (имя/откуда/образование/профессия/статус относительно темы встречи), озвучить цель, прорисовать дорожную карту, представить аргументы в пользу работы в круге.
Ведущий дает представление участникам о том, чего следует ожидать от работы в Круге (См. соответствующий раздел вначале этого дока). Затем кратко рассказывает о своей роли.
Если заказчик Круга — организация, вставим пару слов о ее целях: для чего нас попросили провести Круг, к каким результатам мы должны прийти в конце мероприятия.
Очень важно! дальше дать убедительные аргументы в пользу участия в круге — хотя бы создать интригу, заявив, что у участников появится возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, что каждый найдет для себя интересующую грань.
Далее ВАЖНО произнести вдохновляющую фразу о настрое на хорошую совместную работу и озвучить надежду на активное участие каждого.
Далее запускается представление участников можно в стандартной форме (в зависимости от статуса участников) или в форме игры.
В блоке Приветствие допустимы презентации и видеоматериалы для раскрытия темы.
Ввод Правил
Происходит всегда, даже если это 100ый Круг.
Для новичков (20 минут): сначала минилекция, что это за форма взаимодействия, почему предлагается именно она, к чему участники должны стараться прийти в процессе обсуждения, какие они получат преимущества. Потом максимально подробно проговаривается каждое правило. Например, запишем их на доске или включим слайд и предложим каждому участнику уже по правилам круга по очереди сказать, какой правило ему представляется наиболее важным для совместной работы, почему.
С опытными участниками (10 минут): освежаем, делаем акцент на самых сложных правилах и вводим участников в состояние осознанного выполнения Правил:
“Мы сидим вместе, я никого не критикую, даже внутренне. Я пытаюсь слышать мнение каждого как абсолютно верное. Чем большей глупостью оно мне кажется, тем более верным я его считаю. А потом выдаю свое мнение. Таким образом:
- в Курге есть место на ЛЮБОГО мнения, здесь все равны и одинаково важны;
- мы настраиваемся не на согласие с чужим мнением, а на взаимопонимание;
- отвечаем на вопрос ведущего кратко, в рамках минуты на человека;
- помним, что прямо здесь и сейчас создаем что-то вместе, собираем этот пазл, добавляя свое мнению к мнению другого.
Т.е. я с одной стороны, впитываю слова и эмоции всех остальных, а с другой стороны — выдаю свою точку зрения. И все остальные также поступают со мной. И так в Круге начинает работать особая сила, коллективный разум. Давайте обменяемся мнениями, почему нам так важно соблюдать правило: “Каждый слушает каждого и принимает его мнение как свое”. Коротко, два-три предложения, пожалуйста.”
Еще варианты ввода правил:
- Ведущий обсуждает с участниками правила коммуникации — что помогает нам быть услышанными и понятыми, а что мешает (участники сами при этом выходят на правила, ведущий просто фиксирует это на доске).
- Игра “Игра без Правил”.
Правильно настроив и объединив участников вокруг темы и правил, ведущий уже сделал 80% работы.
Далее ведущий просит одного из участников взять на себя роль секретаря и, напомнив тему, переходит к обсуждению вопросов.
Обсуждение запланированных вопросов
Чаще всего используется три стадии обсуждения (три мини-Круга):
- Начальное отношение (отношение к проблеме)
- Основная сцена (Поиск решения)
- Катарсис (идеальное исправленное состояние).
Например, если обсуждается будущее нашего образования:
- Зачем мы здесь собрались? Почему тема образования так волнует?
- Какие дисциплины необходимы для формирования полноценной личности?
- Как изменится наше общество, если в школы и вузы будут введены эти дисциплины?
Эти стадии можно использовать и в обратном порядке, сразу начиная с катарсиса:
- Что было бы если бы проблема была решена?
- Обобщим исправленное состояние и выясним: что нам мешает прийти к нему?
- Обобщим помехи и зададим вопрос о возможных интегральных решениях.
Тогда по теме образования получится вот что:
- Давайте помечтаем: каким вы видите идеальное образование, каким оно должно быть?
- Чего не хватает, чтобы оно стало таким?
- Что мы можем сделать прямо завтра, чтобы приблизиться к прекрасной картине, которую мы вместе нарисовали вначале?
Часто возникает вопрос, каким путем лучше идти: от общего к частному или наоборот? Первый путь подходит в тех случаях, когда проблема абсолютно ясна всем, носит общий характер для большей части аудитории (ее не надо выявлять).
Например тема: Как найти работу мечты?
- Что такое работа мечты, из чего она складывается?
- Почему работу мечты так сложно найти? Почему эта проблема существует? В чем ее причина? Откуда она исходит?
- Что нам делать? Что мы можем начать делать завтра утром, чтобы найти идеальную работу?
Второй путь — индективный, от частного к общему применяется если проблема недостаточно выявлена, неоднозначна, многообразна в проявлениях для разных участников и аудитории. Подходит для типов — события и личные проблемы людей.
- Где и как вы столкнулись с этой ситуацией?
- Почему такие вещи происходят? в чем на ваш взгляд корень проблемы?
- Что мы можем сделать, чтобы этого больше не было в нашей жизни?
В Круге каждый выражает свое мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. Очередь говорения — по кругу (по крайней мере вначале). Даже если нечего сказать, человек вынужден произнести “У меня сейчас пока нет никакого мнения”. Для организации последовательности можно использовать различные приемы, например передавать ручку или мячик.
Если участник что-то не понял и хочет во время обсуждения что-то спросить, допустима только одна просьба — просьба к ведущему повторить вопрос. На все остальные вопросы, согласно правилам Круга, спрашивающий должен ответить себе сам. Категорически недопустимы вопросы одного участника к другому.
Работа ведущего при этом незаметна, но очень важна: он держит всех в состоянии единства своим личным интересов, благодарностью и любовью к говорящему.
Обобщение мнений
Ведущий по каждому вопросу обобщает мнения, которое по сути должно стать всеобщим суждением, в котором все нюансы будут учтены. И каждый участник должен почувствовать: его мнение присутствует в общей картине. Допустимо просить самих участников Круга подвести итоги обсуждения и потом предложить кому-то одному рассказать всем, что получилось.
Финальное резюме, принятие общего решения
Делается по тому же принципу, что и обобщение. Голосование не допускается. Нужно искать принцип, на основе которого возможно объединение ВСЕХ мнений. Это очень интересная задачка, особенно для руководителей, поскольку они приходят к стратегическому пониманию: учесть мнения всех ради результата гораздо важнее, чем “пропихнуть” свое, даже более элегантное. Ведь, чтобы его реализовать, все равно потребуется мотивация всех тех, кто находился в Круге. Синергия может возникнуть только тогда, когда все готовы сотрудничать, нет аутсайдеров и “козлов отпущения”. Если у ведущего нет уверенности , что все члены группы внутренне согласны с решением, нужно это проверить. Например, через прием “обхода”, когда каждый участник говорит о том, согласен он или нет с тем или иным решением.
Если ведется протокол, то в конце можно записать: “Мы пришли по такому-то вопросу к такому-то решению/решениям. И мы понимаем, что это самое правильное решение, потому что создано совместными усилиями и поэтому обязательно для нас”.
Обмен впечатлениями от работы в Круге и пожеланиями
Цель — закрепить у участников ощущение катарсиса.
Ведущий предлагает участникам по очереди высказать впечатления от проведенной встречи и предложения на будущее. Можно попросить ответить на следующие вопросы:
- Что я узнал нового? Что стало для меня открытием?
- Что я получил для себя лично и что получила команда?
- Как изменились мои ощущения в ходе работы и общения с коллегами по Кругу?
- Что меня приятно удивило в участниках Круга?
- Чему я был рад?
- Каковы пожелания и предложения по дальнейшей совместной работе?
- Хотелось ли вам возражать?
- Насколько сложно или просто было поддерживать других участников? Можете ли Вы теперь положить руку на его плечо?
- Можете ли больше доверять друг другу? Почему? Что здесь произошло такого, что не происходит с нами в обычной жизни?
После этого можно с полным правом сделать озвучить вывод о том, как тяжело индивидуалистам и как здорово помогает Круг в хорошем смысле выйти из себя, расширить свою точку зрения. А потом спросить: стоил ли нам собрать еще раз?
Комкать начало и завершение нельзя. На каждую часть — 20-30 минут. Ведь главная цель — не план конкретных действий, а объединение! Поскольку только в нем обнаруживаются решения и силы на их практическую реализацию.
Завершение Круга
Благодарность и приглашение на следующий КС.
Другие нюансы
Тонкости языка:
Источники антагонизма | Источники объединения |
Отрицание и аннулирование других возможностей (я представлю аргументы, с которыми вы не сможете не согласиться) | Оставлять возможность иных мнений с помощью оборотов, по-видимому, по-моему, возможно… |
Утверждение, что у меня самое верное мнение (я знаю самое лучшее, проверенное решение) | Представлять полную картину, т.е. не скрывать недостатков, имеющихся в вашем предложении (одним из недостатков предлагаемой мною системы является ее закрытость…) |
Нарочитое использование формулировок, данных науки, исследований. Использование религиозной лексики, цитат из священных книг | Использовать близкие понятные людям примеры из жизни. |
Любого рода обобщения, особенно в отрицательном контексте (все другие формы образования потерпели крах). Слова всегда, никогда, никто и пр.категоричность. Запугивание (этот путь ведет к уничтожению). | Найти “общий знаменатель” и затем выразить свое мнение с позиции взаимодействия (верно, согласен, что…, вместе с тем…, добавлю…) |
Сарказм, цинизм (спасибо системе образования, которая сделала меня таким необразованным) | Не ограничиваться оценкой, а предлагать решение |
“Гладкость” и лесть. | Использовать юмор |
Управление динамикой
Инструменты:
- корректировка климата
- перерыв — только в крайнем случай
- упражнения (встать и медленно подышать, поменяться местами, потянуться поочередно вверх руками, соответствующие состоянию игры)
- представить участникам возможность поговорить о том, что сейчас происходит в Круге.
Работа со сложными участниками
Не принимайте их на свой счет! Подумайте о том, что все люди разные и мы можем использовать разницу потенциалов для наших целей в Круге.
Работа с типами сложных участников:
1. “Знайки”.
“Я знаю, что некоторые из вас уже имеют достаточный опыт в данной области. Вполне вероятно, что в своей работе вы все делаете правильно. Но будет неплохо, если вы найдете подтверждение тому, что вы делаете и познакомитесь с парой новых идей”
2. “Заключенные”.
“Иногда люди приходят в воркшоп, потому что этого хочется кому-то другому, а не им самим. Если это относится к кому-нибудь их вас, то в этом случае вы не несете ответственности за свое появление здесь. Однако я рада, что вы пришли. Благодаря вашему приходу здесь все происходит так, как в реальной жизни. И раз вы здесь, от вас зависит, что вы возьмете с собой, и я надеюсь, что в конце работы вы не будуте сожалеть о своем участии”
3. “Оратор”.
“Да, …, вы отлично ответили на этот вопрос, и мы хотели бы послушать следующих участников, спасибо”
“Мне очень нравится ваш ответ, но хочу обратить внимание насколько нам важно услышать мнения других участников. Давайте продолжим обсуждение.”
“Вот! Как раз по этому вопросу я хотела бы послушать …. Я знаю, у него тоже есть что сказать!”
“Хотелось бы услышать резюме, изюминку всего вашего мнения в одном предложении”
4.“Летун”
“То, что вы говорите, очень важно, но хотелось бы сконцентрироваться на…”
“С вашего разрешения, я хочу вернуться к важным вещам, которые вы упомянули раньше в связи с наше темой. Напомню вопрос…”.
“Большое спасибо, с вашего разрешения, я хотела бы вернуться к такому-то моменту…”.
5. “Оппозиционер”
Игра “Адвокат”.
“Дорогой …. Мы видим, что вот с этим ты не согласен, но твое несогласие мы на время уберем в сторону. Мы понимаем, что в течение жизни у тебя сложилось устойчивое мнение по этому вопросу. Сейчас давай отложим его. Попробуй, способен ли ты в принципе принимать новые точки зрения и соглашаться с ними. Стань, например, апологетом нашего мнения. Убеди всех остальных, что оно единственно правильное и единственно возможное. Ты ничем не рискуешь, это просто игра.”
Игра “Перевертыши”.
Удалить спорщика из Круга и посадить поодаль.
6. “Вскипевший”
“Ты чувствуешь, что у тебя внутри буквально все кипит. Давай договоримся: мы даем тебе десять минут. Пять минут ты высказываешься в отрицательном ключе, а в следующие 5 минут — в положительном, т.е. все то же самое, только с обратным знаком. Договорились? Начинай.”
Ну вот, пожалуй, все.
Друзья, обращаю внимание, что «высушенные» фрагменты годятся только в качестве напоминалки в практической работе. Очень прошу вас! Если вас зацепила тема и вы решите применить эту методику у себя, пожалуйста, прочитайте сначала книгу целиком. Использование только механики процесса ничего, кроме разочарования, не принесет, я уверена. Для настоящих сдвигов необходимо глубокое прочувствование и понимание изложенной в книге философии, философии единения и любви к людям как источника счастья, внутренней гармонии и драйва даже в трудные времена))
С благодарностью к автору и любовью к читателям,
Елена Хайруллина Тактика |