Об управленческом учете в интернет-магазине

Всем привет. Как вы думаете, сколько молодых и начинающих интернет-магазинов ведет управленческий учет? По моей статистике, очень небольшой процент. В основном, они ограничиваются бухгалтером.

А ведь управленческий учет – это важнейший источник финансовой информации, на основе которого грамотный руководитель принимает свои решения. Данный вид учета может быть очень полезен для бизнеса. Поэтому я и решил написать эту статью и рассказать вам об основах УУ. Попробую объяснить, что это такое.

Существует разница между бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом. Если в бухгалтерский учет обязателен, прописан в законодательстве, установлены строгие формы отчетности и сроки ее сдачи, то в управленческом учете такого нет. Формы отчетности произвольны и нигде законом не утверждаются.

Может возникнуть вопрос: для каких целей ведется управленческий учет и нужен ли он вашем интернет-магазину? Мой ответ – конечно нужен.

 

notepad

Управленческий учет необходим для контроля за текущим финансовым положением компании, грамотного управления денежными потоками, разумного использования трудовых и материальных ресурсов и, конечно же, максимизации прибыли.

 

 

Таким образом, если бухгалтерия – это посмертный учет, который навязан государством, то управленческий учет – это то, что нужно вам. Это поможет понимать текущую финансовую ситуацию в вашей компании, грамотно планировать будущие расходы и делать правильные выводы о росте или падении доходов интернет-магазина. Ключевым отчетом в управленческом учете, что у себя мы также используем, является бюджет доходов и расходов интернет-магазина (далее – БДР). На деле – это не сложный документ, который можно сделать в Excel. Начнем с небольшой теории.

Основной объект управленческого учета — это понятие затрат и их классификация. Все затраты в организации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Главным критерием классификации затрат является их зависимость от объема выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказания услуг и прочего).

Стоит задуматься, вам все равно нужно платить фиксированную сумму за аренду помещений, их освещение, оплачивать оклад своим работникам, вне зависимости от того, сколько вы будете производить продуктов или продавать товаров. Верно? Конечно, вы можете сказать, что если будете продавать продукции больше в 5, 10 и более раз, то вам нужно увеличить арендуемые производственные и складские помещения и, соответственно, увеличатся арендные платежи. Да, это так. Поэтому мы относим эти расходы к условно-постоянным, так как они остаются постоянными в рамках какого-либо изменения объема выпуска.

Обратная ситуация наблюдается по условно-переменным расходам. Расходы равномерно увеличиваются с ростом объема продаж и производства. К таким расходам можно классифицировать затраты на материалы и сырье, зарплата работникам. Важно понять, что при расчете себестоимости на единицу продукции с увеличением производства постоянные расходы уменьшаются, а переменные остаются на том же уровне. Основное, что следует запомнить из этого, это то, что увеличение производства приведет к уменьшению доли постоянных затрат в себестоимости продукции, соответственно реализация вашей продукции принесет больше дохода.

На основе данных положений и формируется отчет о доходах и расходах. Образец данной таблицы вы можете увидеть ниже.

2014-10-22 13-15-55 Скриншот экрана

 

Как можно заметить, по каждому пункту указаны прямые затраты, покупки и сдельная зарплата. На основании этих данных рассчитывается валовая выручка, которая представляет собой сумму произведений объема продукции и их цен.  По такому же методу высчитываются расходы на материалы и сдельную зарплату, где вместо цены реализации используются показатели прямых затрат на единицу и сдельной зарплаты на единицу соответственно.

Валовая прибыль рассчитывается как разница между валовой выручкой и прямыми затратами (на материалы, зарплату, и проч.). При возникновении сложностей при выделении прямых затрат на единицу продукции, объемы реализации и цены реализации, то можем упростить таблицу, указав в ней средние показатели. Записывайте сразу сумму реализации продукции и объем прямых расходов на продукцию без их расчета на единицу продукции.

Далее указываются условно-постоянные расходы, которые разделены на административные, общепроизводственные, сбытовые и рекламные. Затраты в образце не являются исчерпывающими, их количество будет зависеть от степени детальности отчета, который вы хотите получить.

bdr-2

Итого расходы рассчитывается как сумма постоянных затрат и затрат на налоги, страховые взносы, аренду, амортизацию, лизинг и проценты по кредитам.

На основании этих данных не составит труда рассчитать конечную прибыль от финансово-хозяйственной деятельности организации за месяц. Вы всегда будете видеть изменение объема продаж в вашем интернет-магазине, изменение расходов. Вы легко сможете посчитать процент прямых и переменных затрат в себестоимости реализуемых вами товаров и решить какие из них лучше будет исключить из продажи, а на какие уделять больше внимания и увеличивать объемы продаж.

Эффективно используйте данный отчет для планирования своих доходов и расходов. Выделяйте помесячные бюджеты по каждой из статей на месяцы вперед и сопоставляйте планируемые показатели с фактическими.

Отмечу, что в данной таблице учитываются расходы, возникающие методом начисления, а не на основании реального движения денежных средств. Это значит, что расходы заносятся в таблицу в тот момент, когда у вас появляется задолженность перед поставщиками, работниками, бюджетными и внебюджетными фондами. И это не зависит от того, оплатили вы эту задолженность или нет.

На этом мы закончим введение в управленческий учет интернет-магазина. Пишите в комментариях вопросы о том, как вести учет интернет-магазина, постараюсь дать ответы.

 

Артем Мелконян, бухгалтер-финансист Тактика
Артем Мелконян
бухгалтер-финансист Тактики