Как часто вы сталкивались с тем, что даете задание вроде бы хорошему копирайтеру, а он вам сдает не тексты, а какое-то уныние? Или уже в десятый раз заворачиваете тексты от подрядчика. Хотя контактное лицо вроде бы и понимает все замечания, но вы уже не надеетесь, что следующий раз будет последний. А чаще всего всё просто. Люди умеют писать. Но они плохо, либо неправильно представляют о чем писать. Дайте им хорошее техническое задание, и вы удивитесь результату работы!
Решил рассказать о важном элементе для развития сайта, как техническое задание для копирайтеров. Когда-то мы не придавали большого значения этой детали, ставили больший акцент на техническую сторону в проектах. И каждый раз делали техническое задание в произвольной форме. А при проверке текстов на читабельность становилось грустно и смешно.
Утверждение, что текст на сайте не читают — неправильное. Читают. Но люди уже привыкли к рекламным водяным текстам и тщательно фильтруют информацию.
Поиск хорошего копирайтера среди огромного количества исполнителей средней руки занимает много времени. Переписывать текст из википедии или других источников могут и школьники, но никто не учитывает факта, что в интернете много воды и эти «первоисточники» тоже написаны плохо.
Секрет хорошего текста кроется в грамотном техническом задании и конструктивном диалоге с копирайтером во время правок.
Как донести до копирайтера свои требования?
- Опишите тематику и аудиторию для которой предназначен текст.
- Раскройте, что хотите видеть в тексте (характеристики, применение и т.д.).
- Обозначьте базовые требования к тексту, структуре.
- Установите необходимые запреты (например, не начинать текст с вопросительных предложений, не писать вводные слова и т.д.).
- Покажите пример плохого и хорошего текста.
Примеры водяных и рекламных текстов, присылаемых некоторыми копирайтерам (не будем называть их имен):
Когда ты мчишься по воле ветра навстречу приключениям, мимо мелькают пейзажи и скучные лица прохожих, меньше всего задумываешься о велоодежде, но это самая важная деталь велоспорта, способная влиять на результаты и удовольствие от процесса.
Волю в кулак, спортсмен, глаза не боятся соленых брызг и запаха хлорки из бассейна, ведь они защищены очками для плавания, купить их в интернет-магазине отличная идея!
Размешать сахар в кружке с чаем, кофе или другим любимым напитком сложно без чайной ложки, она незаменима при подаче и употреблении десертов.
Если копирайтер не задает вопросов после получения технического задания, не спешите радоваться! Это не значит, что он суперпрофессионал и ему все понятно. Скорее всего, все наоборот, либо даже не дочитал до конца. Поэтому, важный этап — обсуждение текста перед началом работ. Иначе, если копирайтер еще не работал с нами и не знает требований, в лучшем случае проходит 3-4 цикла правок до тех пор, пока все тексты не буду приведены в порядок.
Что делать, если обсуждение текста прошло хорошо, а результат все равно не тот? Хорошая практика — самим вручную переписать 2-3 текста, присланных копирайтером. Да, это займет у вас час-два времени, но человек быстрее поймет, чего от него хотят и в дальнейшем качество текстов будет выше.
Для быстрой и массовой проверки текста на «воду» и другой «мусор» мы используем свою разработку для поиска этих «стоп-слов». Представляет собой excel-файл, который ищет и извлекает заданные вхождения слов или словосочетаний.
Так же, написали «Памятку копирайтеру» для помощи в определении тематики ключевой фразы из технического задания.
Содержание технического задания может меняться в зависимости от цели и тематики сайта, но в целом все важные моменты мы разобрали.
Ильназ Гилемханов
SEO-специалист