Как эффективно обсудить идею?

Как эффективно обсудить идею?

По-моему, это первый пост, посвященный менеджменту. Думаю, уже пора завести эту рубрику.

А поговорить захотелось о том, как правильно озвучить идею, чтобы она представляла из себя настоящее предложение. А вторая часть поста – про эффективное и конструктивное обсуждение идеи.

Начнем с первого?

 

Преамбула

Важно отметить, что данные советы работают только в том случае, если все участники, общающиеся между собой и работающие вместе, доверяют друг дугу. Доверие – это отдельная большая тема и ее касаться мы не будем. Но, надеюсь, совершенно очевидно, если вы за спиной считаете кого-то безмозглым дураком, и скорее всего он также думает про вас, либо вы не можете открыто что-то требовать, потому что разговор переходит на личные конфликты – это означает, что доверия нет. Предлагать начинают там, где есть какая-то степень доверия и надежда, что идею расценят правильно. Поэтому будем отталкиваться от того, что мы доверяем тем, с кем находимся рядом. А иначе, зачем здесь находиться?

 

Про предложения

Думаю, вы тоже периодически сталкиваетесь с «псевдо-предложениями»: вроде бы кто-то проявляет активность, у него появилась идея. И он ее предлагает. Казалось бы, это круто! Но при этом, когда доходит до реализации, участие этих людей уже незаметно, они куда-то растворяются. Пока, разумеется, не потребуется оценить (читай – покритиковать) результат.

Либо вот вам другой вариант: казалось, совсем не собирался работать в этом направлении, но у кого-то «появилось предложение», и он активно тебе его навязывает. Как вам оно?

На мой взгляд, эти идеи и предложения ничего не стоят, так как чаще всего не доводятся до необходимого идеала, чтобы могли полноценно работать. Соблюдается закон 80/20: работа делается на 80%, которая позволит сказать, что идея реализована. Но не хватает оставшихся 20%, чтобы она была доведена до ума и начала давать плоды! Почему? Да потому что у человека не было запала, он не горел этим предложением, ему его просто навязали.

Фокусник

 

У нас все поголовно путают два термина: «предложение» и «сотрясание воздуха» (либо вместо этого — «навязывание своего мнения»). Пока мы работаем с кем-то, на различных собраниях, каждый так или иначе выносит свои предложения. Так вот, настоящее предложение – это когда кто-то предлагает, что он сам может сделать в данной ситуацией. Является ли предложением восклицание «давайте уже кто-то что-то с этим сделает»? Или «я считаю, что тебе нужно заняться этим, и делать нужно вот так»? Увы, это не предложение. Даже если несет зерно разума. Это бесполезное сотрясание воздуха, либо кто-то хочет на тебя навязать свое мнение. Со всеми вытекающими.

 

Ценно предложение, в котором ты сам обозначаешь, что нужно именно тебе для его реализации.

 

Что же делать, если считаешь, что это в твои обязанности ну совсем не может входить, а обратить чье-то внимание на факты нужно? Все просто – надо сделать это. Обратить внимание, задать вопрос: «вот есть такая шляпа, это важно?» Человек не дурак, он понимает, что тебя это беспокоит. И если это действительно важно здесь и сейчас, то он выдвинет соответствующее предложение о нужном изменении, которое будет в его компетенции. Или сразу сделает это. Если не выдвинул – то вы понимаете, что человек в курсе вашей озабоченности, но похоже есть нечто более важное. Либо он бездельник, и тогда тоже понятно, что нужно делать с человеком.

Одно простое правило может поменять к лучшему очень многое. Звучит оно так: поменьше думать, чего следует делать другим и побольше над тем, что в такой ситуации можете сделать именно вы. Это хорошо работает не только в работе, но и далеко за ее пределами.

Представьте, что все в вашем окружении начали формировать свои предложения именно таким образом. Неплохо, правда? Но есть и горькая пилюля, начинать нужно всегда с себя.

 

Как эффективно обсудить идею?

Отлично. Начали поступать предложения и с ними надо что-то делать. Человеческая природа такова, что мы сопротивляемся каким-то изменениям. Особенно, если их затеяли и придумали не мы. А значит, большинство чужих предложений и идей, как правило, рассматриваться с критической установкой. Ты еще не успел донести почему это важно, откуда возникла идея и почему она именно такая, а тебя уже перебивают, показывая негативную реакцию? Не знаю как вас, а меня это просто выбешивает!

И тут на помощь к нам спешит порядок и регламент в обсуждении идей.

Ремарка. Надо признаться, мысли позаимствованы из книжки про Холакратию (это такая самоуправляемая модель менеджмента без руководителей). Так как принятие основополагающих решений в самоуправляемых организациях происходит в группе, то правильная реакция на правильные предложения позволяет принимать более взвешенные решения.

Книга Холакратия Брайена Робертсона

Про книгу и социальные технологии говорить не будем, возьмем всего лишь один замечательный и прикладной кусочек.

Шаг 1. Итак, кто-то высказывает свое предложение. Какую задачу он хочет решить, как будет действовать и к чему это должно привести. Реакция, внутри вас все кипит? Тише, тише, делаем вдох и… пфффффффф… дослуживаем до конца. При этом искренне стараясь смотреть на проблему глазами предлагающего.

Шаг 2. После того, как предлагающий полностью высказался, пора переходить к вопросам. Вопросы носят уточняющий характер. Пока вы не высказываете свое мнение. Вы пытаетесь понять, почему сформировалось именно такое решение, рассматривались ли какие-то другие варианты, пытаетесь понять, какая вообще картина мира в голове у предлагающего. И пытаетесь мыслить в рамках нее. Это упражнение не из простых, тяжело понимать других людей. Но невероятно полезно!

Шаг 3. Ура. Время и место реакциям и возражениям. Вот это просто! Хотя, готов поспорить, если вы старались на первых двух шагах, часть ваших возражений отпадет. На это всего одна простая причина – сначала вы неправильно поняли, либо ваше возражение уже было рассмотрено, до принятия решения. Но все же, если что-то осталось, то это стоит высказать. При этом, рекомендую разделить реакцию и возражения. Реакция – это когда вы сообщаете «лично мне не нравится», «я бы представил себе это в другом цвете», «офигенно!». Но реакция – это не что-то, что тормозит процесс запуска предложения в жизнь. Это просто ваше личное мнение: Моська лает, Слон идет. А вот возражения – более значимая часть. Если вы считаете, что данное предложение может серьезно навредить, тогда оно должно быть учтено.

Шаг 4. Если есть действительно серьезные возражения, то нужно попытаться изменить предложение. Так, чтобы они были учтены. При этом, возражающий помогает предлагающему составить такое решение. К слову, если предложение продумано и были правильно пройдены предыдущие этапы, а реакции были вынесены за скобку, возражения – не самая частая вещь. И еще более реже – неразрешимая. Реакция также может скорректировать предложение, но это полностью на усмотрении предлагающего.

Вот такая простая инструкция, как услышать чужое предложение, изучить и понять его, уже сделала нашу жизнь намного проще. И ценных предложений стало больше. Надеюсь, кому-то она также пригодится.

Спасибо.

ap
Андрей Пунегов
ген. директор