Холакратия или круги ада

Относительно недавно вышла книжка Брайана Робертсона на русском, и тема Холакратии стала ещё чуть популярнее. В своё время читал её в английском варианте, специально заказывал на Амозоне 😊 Мы испытали её на Тактики, о чём писал в других постах. И хотя сейчас немного отдалился от этой темы, вспомнил, как однажды просил рассказать о ней организатор детской футбольной школы. Он начитался тех самых постов и сказал: «Похоже, это то, что мне нужно!» Почему он так решил, и где круги Холакратии совсем не волшебная таблетка – данный пост.

Другие посты на тему Холакратии можете прочесть здесь.

Школа представляет собой сообщество тренеров во главе с организатором. В неё несколько тренеров, каждый работает со своими командами, на базе различных школ, футбольных полей, стадиончиков в Казани. Проблемы, которые были озвучены:

— каждый тренер живёт по отдельности, нет дела до школы в целом;
— кто-то работает лучше, кто-то хуже. Лучшим по большему счёту всё равно до провалов других;
— все идеи придумывает организатор, предложений от самих тренеров – минимум.

Ну и давайте пробежимся вкратце, где принципы Холакратии могли бы помочь, а где – мыльный пузырь и иллюзии.

К слову, мне понравилась миссия школы. Александр тогда рассказывал как они брали детей, самых обычных, из обычных семей и выходили на такой уровень, где играли уже не хуже профессиональной казанской школы. Куда, во-первых, просто так не попадёшь, а во-вторых, если из неё вылетел, то фактически и некуда больше податься, кроме улицы. А вылетают просто так, все понимают, что из сотен и тысяч детей в профессиональном футболе остаются единицы. Футбол – коммерция.

Так что, считаю, очень благие намерения у нашего организатора школы любительского футбола. Дети вырастают и переходят во взрослые любительские команды. Со своими турнирами, чемпионатами и достижениями. Очень интересно у них.

Теперь возвращаемся к основной теме. В целом – да, казалось бы, здравая мысль, выделить два круга. Есть круг «организаторы» и есть круг «просто тренеры». С одним собираться и вместе думают как развивать школу. Со вторым – о качестве преподавания, возникших сложностях, общей эффективности. Если все будут завязаны на что-то общее, так или иначе будет возникать вопрос как подтянуть слабых. Это как минимум. У всех будет ощущение причастности к общему делу, каждый будет чувствовать ответственность перед всей школой, а не только за подопечные команды. Те, кто не будет подтягиваться, сами будут устраняться из школы, как и в любом сообществе: оно их просто выплюнет. Люди будут ощущать, что их команда – здесь, в круге.

В чём же было главное заблуждение организатора? В том, что он представлял себе процесс собраний таким образом: посадить всех в круг, сказать «давайте идеи, куда развиваться и что делать» и все начнут генерировать предложения. Предложения-то может быть и будут. Но если проведёте эксперимент с таким собранием, убедитесь, это будет лебедь, рак и щука. Почему? Потому что у школы должен быть лидер. В каждом круге должен быть лидер.

Особенно это касается небольшой школы. Лидер должен сам обозначить в какую сторону движемся, какие на этом пути есть препятствия. Да, здесь уже уместен вопрос: «какие препятствия видите вы?». Как ни крути, если ты всё замутил, то и вектор, в котором нужно двигаться, задавать тебе. Пытаться воссоздать ситуацию, когда толпа сама себе выработает такой вектор, а ты будешь лишь модерировать – пустая, и самое главное, вредная трата времени. Так что, Холакратия в данном случае – это иллюзия.

После того как вектор обозначен, главные задачи намечены, здесь уже очень уместно ждать (и требовать) предложений от круга по их реализации. Вместе расставлять приоритеты, вместе декомпозировать, разбивая их на небольшие составляющие. И далее – каждый работает над выбранной им частью.

Если ты видишь, что вам нужно выходить на площадки крупнее и чаще играть с командами высокого уровня, бессмысленно ждать, что кто придёт к той же мысли благодаря одному-двум собраниям. Ты сам шёл к этому выводу намного дольше. Так что озвучь это прямо, и решайте вместе поставленную задачу. Как видите, это не отменяет слова «вместе», не отменяет принципов Холакратии. Но и не создаёт ловушки, когда кто-то предложит в принципе противоположное направление.

Комментарии отключены, так что если есть вопросы — пишите на почту apunegov@gmail.com.